Если когда-нибудь, ну вдруг, мало ли, то Мадхава в переводе Щербатского Ф.И.:
"Мимолетность мгновенных впечатлений, например, синего цвета и др., может быть выведена из понятия их существования. Все, что существует, мимолетно, как облако; объекты существуют [следовательно, они мимолетны]. Этот вывод не может считаться ложным, так как восприятие доказывает нам, что мгновенные объекты, такие как синий цвет и т. п., имеют существование, сущность которого состоит в том, что они принадлежат действующим субстанциям. Кроме того, это доказывается тем, что немгновенные объекты существовать не могут, так как понятие действительности (=активности) их подчинено понятиям или последовательности, или одновременности. Если мы докажем, что не может быть ни одновременности, ни последовательности' в действии длящегося бытия (=субстанции), то по правилу, что все, противоречащее родовому понятию, противоречит и видовому, мы в то же время докажем, что и длящееся бытие не может существовать. Всякое действие должно или следовать за или быть одновременным с [причиной]; иного быть не может. Доказав, что ни последовательность, ни одновременность действия не могут принадлежать длящемуся бытию, мы докажем, что оно вообще не может действовать, а следовательно, и существовать. Если спросят, почему же не может немгновенное бытие иметь действия, мы ответим, что это недопустимо вследствие следующей дилеммы: когда длящееся бытие действует в настоящем, сохраняет ли оно способность к действиям прошедшим и будущим или нет? В первом случае [если допустить, что длящееся бытие всегда сохраняет способность к своим действиям], из этого следует, что оно не может быть лишено их, так как если что-либо способно к чему-либо, то оно не может быть отделено [от этой способности]. Это вытекает из следующего умозаключения: то, что когда-либо к чему-либо способно, то тогда это и совершает, как например, совокупность причин какого-либо явления неизменно создает соответственный результат. Данное длящееся бытие имеет эту способность [к совершению прошедших и будущих действий; поэтому оно должно их совершать]. Во втором случае [если длящееся бытие лишено способности к своим действиям прошедшим и будущим], то оно никогда их не совершит, так как всякое действие неразрывно связано со способностью к нему. То же вытекает и из обратного умозаключения: то, что в известное время чего-либо не совершает, не имеет способности к совершению его, как например, кусок камня не имеет способности создать растение. Данное [длительное бытие] во время совершения своего действия в настоящем не совершает прошедших и будущих своих действий. [Следовательно, оно не имеет и способности к совершению их]. Но могут сказать, длящееся бытие последовательно совершает свои прошедшие и будущие действия благодаря последовательному содействию сопутствующих причин. Если поставят такой вопрос, то мы просим ответить: помогают ли сопутствующие причины действительно длящемуся бытию? Если не помогают, то они не имеют значения, так как ничего не производящие [причины] не могут иметь никакого значения. Если же они действительно ему помогают, то следует спросить: помощники эти отличаются ли от самого бытия [которому они помогают] или нет? Если они отличаются, то они, эти привходящие причины, будут настоящими причинами, а не само длящееся бытие, так как ведь результат будет неразрывно связан - и прямо и обратно - с наличностью добавочной привходящей причины... Когда же на это нам возразят, что всякое бытие совершает свое действие только в соединении с сопутствующими причинами, и в этом именно заключается его сущность, то мы ответим: в самом деле?! Пусть же оно не расстается со своими спутниками, и если они вздумают удрать, то пусть оно привяжет их веревкой за горло и заставит их исполнять то действие, которое они должны исполнить. Ведь от своей сущности никто не может убежать. Кроме того, делается следующее возражение: благодаря сопутствующим причинам [в длящейся субстанции, как предполагается], образуется некий к ней придаток [посредствующий между причиной и действием]. Мы спрашиваем, порождает ли он, в свою очередь, новый придаток, или нет? В том и другом случае противник побивается, как настоящим каменным дождем, уже ранее упомянутыми возражениями.
il Если допустить, что [каждый придаток] создает другой придаток, то получается затруднение, состоящее в совокупности нескольких regressus in infinitum сразу. Так как создание нового придатка будет зависеть от других сопутствующих причин, то, следовательно, нужно допустить чередование [этих причин] - это первый regressus. Например, семя только тогда создает свое действие [растение], когда к нему образуется придаток, под влиянием воды, воздуха и массы других вспомогательных факторов. Если бы это не было так, то придаток получает его только тогда, когда действуют сопутствующие причины. В противном случае следовало бы прийти к заключению, что эти сопутствующие причины действуют всегда, и потому растение должно было бы создаваться [семенем] беспрерывно. Таким образом, так как сопутствующие причины существуют не сами по себе, а только по отношению к создаваемому придатку, то семя должно получить еще второй придаток [для того, чтобы его действие стало возможным]. Подобно тому, как раньше само семя как длительное бытие не было в состоянии создать свое действие, точно так и при помощи сопутствующих причин, если семя может создавать свое действие только под их влиянием, получается бесконечный ряд придатков, которые должны быть созданы ими в семени, и таким образом доказан первый regressus. Затем, помощь сопутствующих факторов, которая необходима для создания действия, создает ли это действие сама по себе, или только в зависимости от семени? В первом случае семя вовсе не будет причиной [и, следовательно, растение должно возникнуть без семени, из одних вспомогательных факторов: дождя, воздуха и т. д.]. Во втором случае, придаток может получится лишь тогда, когда этому будет содействовать семя, от которого он зависит, а этому семени другое семя и т. д. Таким образом, получается бесконечный ряд зависящих друг от друга и создаваемых уже семенем придатков, и вот второй regressus. Точно так же помощники, от которых зависит действие семени, как их субстрата, должны, в свою очередь, зависеть от других помощников, и таким образом получается новый бесконечный ряд придатков, которые зависят от других придатков и которые должны создаваться в семени под влиянием (все новых) помощников, и это третий regressus, представляющий немалые затруднения. Если же допустить, что придаток, создаваемый сопутствующими факторами, не отличается от длящегося бытия, то из этого следует, что прежнее бытие, не имевшее придатка, исчезло и явилось новое, имеющее придаток. Ничего иного мы не разумеем, когда говорим о действующих субстанциях, - это как раз то, что мы хотели доказать: древо наших желаний принесло плод [т. е. так как понятие длящейся, действующей субстанции само в себе противоречиво, то каждый момент бытия не имеет никакой связи с предшествующим, в каждом моменте имеется особое бытие и, следовательно, длящегося бытия, а равно и длящегося времени не существует].
|| Таким образом, действие длящегося бытия недоказуемо [с точки зрения последовательности создания действия). Оно так же недоказуемо, если предположить одновременность его, так как тут представляется следующая дилемма: бытие, которое способно сразу к созданию всех своих действий, продолжает ли существовать в следующее затем время, или нет? В первом случае создание действия, которое происходит теперь, должно продолжаться и в следующее время. Во втором случае надежда на действие длящегося бытия будет походить на желание вырастить растение из съеденного мышами семени. Все, что подвержено различным состояниям, различно само в себе, как тепло и холод, всякое же длящееся бытие подвержено различным состояниям [и потому оно не есть длящееся бытие, а различно само в себе]. Таким образом, доказывается неразрывная связь [бытия и недлительности] во всяком объекте, например, в облаке и др. [И не следует думать, что приведенное] основание ложно, так как, если допустить, что длящееся бытие, смотря по времени, может быть то способно, то неспособно к созданию своего действия, то ложность этого взгляда устанавливается другим противоположным выводом, который из него вытекает. Эти выводы, доказывающие неспособность [длящегося бытия к созданию действия], были уже приведены. Выводы, доказывающие эту способность, следующие: то, что в известное время неспособно к созданию своего действия, не создает его, как, например, кусок камня не производит растения [так как он не способен к тому], а данное длящееся бытие во время создания своего действия в настоящем неспособно к созданию своих прошлых и будущих действий. Это один вывод. Все, что в известное время создает известное действие, способно к нему, как например, совокупность причин явления способна к произведению своего действия. Данное же бытие в прошедшем и будущем совершает свои прошедшие и будущие действия [поэтому оно способно к этому], - вот противоположный вывод. [Таким образом, длящееся бытие в одно и то же время является и способным и не способным к созданию своих прошлых и будущих действий, следовательно, длящегося бытия нет, а в каждом моменте имеется особое бытие].
|| Итак, является установленным, что бытие принадлежит только отдельным моментам, так как оно не может принадлежать длящейся субстанции ни в том случае, если оно последовательно создает свои действия, ни в том, если оно создает их сразу. Неразрывная связь бытия и мгновенности (=недли-тельности) устанавливается с отрицательной стороны (=все, что не есть момент, не существует вовсе), тем, что длящегося бытия нет, а с положительной стороны (=все что существует, есть момент), теми двумя противоположными выводами, которые вытекают из предположения существования длящегося бытия".
Нагарджуна "Двенадцать врат."
И, может быть, Чандракирти Комментарий к "Критическому исследованию движения" (Mulamadhyamaka-karika) Нагарджуны.
P.S. Александр, перефразируя Ваше выражение - все известные мне физики легко воспринимают буддистскую логику ;)...